Четверг, 21 Ноября 2024, 17:47
Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статьи

Главная » Статьи » Мама и кроха

Гимнастика для язычка (артикуляционные упражнения)

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Окошко

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"
Чистим зубки

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу
Киска

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Слоник пьёт

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
Индюки болтают

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
Орешки

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
Качели

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
Часики

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Шарик

"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки
Гармошка

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."


"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх


"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:
  • рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
  • показ взрослым упражнения;
  • выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
  • контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
  • выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Автор В.Н. Костыгина, канд. пед. наук




Источник: http://www.razumniki.ru
Категория: Мама и кроха | Добавил: Kat9ucha (17 Декабря 2009)
Просмотров: 5257 | Теги: артикуляционные упражнения, язык, развитие речи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела

Мама и кроха [44]
Красота [110]
Здоровье [63]
Рукоделие [141]
Хозяюшке [37]
Она и Он [32]
Друзья [10]
Интересно [30]
Рецепты [84]

Рекомендуем

Вам будет интересно

Рецепт дня

Реклама

Статистика сайта

Зарег. на сайте:
Всего: 94
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 6
Обычных юзеров: 86
Из них:
Парней: 33
Девушек: 61
Счетчики:
Онлайн:
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:

...

Помочь сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Наша кнопка - баннер

Уважаемый пользователь.
Если вам наш сайт был полезен, вы можете нас отблагодарить разместив наш банер у себя на сайте. Для получения кода - нажмите.

Форма входа





HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Стрижебок Екатерина© 2009 - 2024
При использовании материалов с сайта ukatushi.ru гиперссылка на сайт обязательна!
Rambler's Top100
 
 
Проверка тиц   HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика