Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.
Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная
память. В к началу обучения и в начале школьного обучения преобладает
механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных
повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование
осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения
различными вспомогательными средствами, приемами и способами
запоминания и припоминания.
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти
заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так
как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря"
условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия.
Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и
переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
ШКАФЧИКИ
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие
предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на
глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и
показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
ЧТО ИСЧЕЗЛО?
На столе раскладывают несколько предметов или
картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый
убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и
называет, что исчезло.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
На столе раскладывают несколько игрушек.
Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается,
одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает,
что изменилось.
ХУДОЖНИК
Ребенок играет роль художника. Он внимательно
рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает
его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
ВСПОМНИ И ПОКАЖИ
Детям предлагается воспроизвести движение
знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого
медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить
последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения,
положи ее на середину стола.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали,
дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову
сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает,
что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом
вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите
ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите
подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его
рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7
фраз - очень хорошо.
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему
рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на
отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот
рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо
ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в
чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит,
обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.