Мама понимает кроху без слов. Но вот он взрослеет, и вам все чаще начинает казаться, что вы общаетесь словно на разных языках! Можно ли этого избежать? В1799 голу на юге Франции в лесу был найден мальчик, вошедший в историю под именем Виктор. Он мало походил на человеческое дитя, скорее — на детеныша животного: бегал голышом на четвереньках и кусал тех, кто к нему приближался. Ребенок не понимал человеческую речь, издавал нечленораздельные звуки. Люди казались ему чем-то враждебным и опасным. Почему Виктор очутился в лесу, так и осталось загадкой. По мнению врачей, повеление ребенка было следствием ранней и длительной изоляции от людей. Ситуацию пытались исправить, но, увы, после 5 лет усердных занятий стало очевидно, что Виктор никогда не догонит в развитии своих сверстников. После небольших успехов развитие мальчика остановилось и уже не претерпело улучшений вплоть до его смерти в возрасте 40 лет. Общаться с людьми Виктор так и не научился. История дитя-маугли доказывает, какую огромную роль играет общение в психическом развитии человека. Его дефицит в первые месяцы и годы жизни может затормозить не только психическое развитие, но и физическое, а также снизить иммунитет. УЛЫБКА МЛАДЕНЦА Новорожденный поначалу не реагирует на попытки вступить с ним в контакт: не поворачивает голову на зов, не фокусирует взгляд на лице мамы. Но по истечении 1—2 месяцев кроха привыкает к новым условиям существования и уже улыбается маме. Это и есть первый призыв к общению! У ребенка проявляется интерес к близким, стремление привлечь их внимание улыбкой, гулением и активными движениями. Малыш эмоционально реагирует на взрослых и сам становится чувствительным к их эмоциям. Этот феномен психологи назвали "комплексом оживления". Ручонка тянется к игрушке, но не может ее достать, и догадливая мама откликается на невысказанную просьбу ребенка — подает игрушку. В этом взаимодействии возникает указательный жест, а затем и слово "дай". Если мама быстро откликается на бессловесный призыв, ребенок приобретает бесценный опыт любви и взаимопомощи. Если родные берут малыша на руки, разговаривают с ним, показывают разные предметы, этим они удовлетворяют другую важную потребность младенца — в разнообразных впечатлениях. Младенцу недостаточно лишь физического ухода: кормления, купания, переодевания. Для развития мозга крайне необходима новая информация, а для развития личности — любовь и участие близких, иначе наступает информационный и эмоциональный голод, а он ведет к пассивности, физическому и психическому недоразвитию, неразвитости органов чувств и даже снижению иммунитета. Часто молодые родители, особенно папы, недоумевают: "Как общаться с младенцем, он же еще ничего не понимает?!" Выказывайте свою любовь к малышу нежными словами, интонациями голоса, мимикой, ласковыми прикосновениями. Общение — это не только слова, контактировать можно молча, прижавшись щекой к щеке и наблюдая, как капли дождя стучат по стеклу, вслушиваясь в шум ветра за окном. ВОТ УЖЕ ГОД! Взаимоотношения с годовалым малышом — это в первую очередь сотрудничество. Он постигает мир, учится использовать предметы: пить ИЗ чашки, держать ложку, катать по полу игрушечную машинку, листать страницы книги. Ему по-прежнему нужны теплые эмоциональные отношения, но еще важнее новая потребность — в совместных действиях со взрослым. Покажите, сопровождая свои действия словами, как собрать пирамидку, как лепить из песка кулич. Так ребенок учится не только что-то делать, но и выстраивать человеческие отношения. В процессе совместных действий развивается речь. ОТ ДВУХ до пяти Для детей от 1 до 4 лет важны не только яркие, интересные, развивающие игрушки, но и помощь взрослого, который показывает, что можно с этой игрушкой делать: кормить, разговаривать. И главное — хвалите ребенка и вместе с ним радуйтесь его успехам! По мере взросления ребенок все чаше задает вопрос "почему?". Уважайте первые попытки чада вырваться за рамки того, что можно подержать в руках, пощупать и лизнуть. Когда вопросы "как?", "откуда?", "зачем?" сыплются как из рога изобилия, возникает новый тип сотрудничества — теоретический. Взрослый становится для малыша инструментом познания мира. Ребенок стремится проникнуть в суть вещей. Напряженная умственная работа ребенка требует опоры и поддержки взрослого. Нельзя насмехаться и прерывать детские рассуждения: "Почему да почему? Откуда я знаю! Вот ты почему игрушки не собрал?" Вопрос остался без ответа, ребенок обижен и унижен. Если это повторяется неоднократно, интерес к миру слабеет, любознательность не развивается. Мало того, неразделенность интересов, пренебрежение к попыткам осмыслить происходящее заставляют сделать печальный вывод: я никому не нужен. Ребенок замыкается, у него формируется низкая самооценка. Внимательно выслушивайте почемучку! Малышу бывает трудно облечь в слова свои вопросы и рассуждения. Помогите, подскажите, угадайте, что он хочет спросить. Если сейчас вы заняты, объясните, почему в данный момент обсуждение невозможно. Потом в спокойной атмосфере постарайтесь обстоятельно ответить на вопрос. Тогда ребенок поймет, что он достоин внимания и уважения. Не бойтесь признаться в своей некомпетентности. Переадресуйте юного исследователя к более сведущему в этой области члену семьи, вместе полистайте словари, энциклопедии. И на доступном ребенку языке постарайтесь просто рассказать о сложном. Учителя потом будут хвалить почемучку за пытливый ум и глубокие знания. Вы повысите свой авторитет, а ребенок научится принимать конструктивные замечания без обид. В ШКОЛЕ И ДОМА Будьте готовы к тому, что в начальной школе высшим авторитетом для ребенка станет учитель. Почему-то папы особенно ревниво относятся к этому и пытаются оспорить авторитет учителя. И напрасно. Теперь любознательность чада удовлетворяется еще и в школе, а общение с родителями продолжает играть не менее важную роль. Вернувшийся из школы ребенок переполнен впечатлениями: палочки на письме не слушались, сосед по парте обзывался, на математике он быстрее всех решил задачу. Выслушайте школьника безоценочно! Слушайте, заинтересованно кивая и сочувственно поддакивая. Но не делайте этого, уткнувшись в телевизор или помешивая суп на плите. Говорите глаза в глаза. Дайте ребенку понять, что вы его услышали и поняли. Повторите своими словами то, что он рассказал, и помогите разобраться и осознать, что сам ребенок при этом почувствовал. Но остерегайтесь давать советы и не судите одноклассников. Лишь помогите ребенку догадаться, как ответить обидчику. Радуйтесь вместе успехам в учебе. И посидите рядышком обнявшись: мы же помним, общение — это не всегда слова. Взаимопонимание выражает и внимательный взгляд, и ласковое прикосновение. Это лучшая поддержка для школьника, впервые столкнувшегося с требованиями общества. Дети, чьи родители готовы их слушать и понимать, быстрее адаптируются в школе, полнее реализуют свои способности, отличаются устойчивой самооценкой, и у них меньше проблем в подростковом возрасте. ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ Подростковый возраст не случайно называют кризисным. Главную особенность подростка психологи именуют "ложным чувством взрослости". С одной стороны, ребенок осознает, что взрослеет, и требует расширения своих прав, с другой — детство остается для него привлекательным в первую очередь минимальной ответственностью. Родители часто не замечают интенсивного процесса взросления и продолжают навязчиво опекать подросшее чадо, что служит причиной ссор. В жизни подростков огромную роль играют отношения со сверстниками. От друга ждут понимания и сочувствия, как от психотерапевта и исповедника. Но если друг иначе оценивает значимую для подростка ситуацию или вовсе проявляет равнодушие, подросток страдает от одиночества. Но это не значит, что в этот период подросток не нуждается в общении со взрослыми! Только отца и мать он хочет видеть не наставниками, а равноправными партнерами, не судьями, а соратниками. Когда к вам приходит подруга пожаловаться на невзгоды, вы же не набрасываетесь на нее: "Да ты сама во всем виновата!" Вы понимаете, что она ищет не совета, а скорее сочувствия. Так почему же несчастный, запутавшийся в жизни подросток подчас получает от родителей одни укоры? Еще никому не удавалось переложить в чужую голову свой жизненный опыт. Подростку как воздух нужен опыт эмоционально теплого и безоценочного общения, а задача родители — протянуть эту ниточку взаимопонимания из далекого детства.
МАМИНА БИБЛИОТЕЧКА Чтобы понять чадо с полуслова и говорить с ним на одном языке, прочтите эти книги — они вам помогут Самым молодым и неопытным мамам рекомендуем книгу К Авдеевой и С. Мещеряковой "Вы и младенец". • В книге "В пространстве материнских рук" автор Ю. Резенкова предлагает систему игр, направленных на развитие и воспитание малыша. • Двадцать лет назад среди учителей была мегапопуляр-ной книга Владимира Леви "Нестандартный ребенок", но за годы изменилась жизнь и подходы к воспитанию. Поэтому известным педагогом и писателем В. Леви создан новый бестселлер "Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок". • Всем родителям подростков можно порекомендовать замечательную книгу Ю. Гипленрейтер 'Общаться с ребенком: как?", в которой обсуждаются трудности и подводные камни общения родителей и подросших детей, подробно рассказывается о том, что такое "активное слушание". • Если вы считаете, что зарубежный опыт все же можно адаптировать к нашей действительности, обратитесь к иностранной педагогической и психологической литературе. Книга Р. Кайл "Детская психология. Тайны психики ребенка" поможет проникнуть в мир детской психики, не всегда понятный взрослым. • Прочитайте книгу Д. Добсон "Непослушный ребенок". • Практическое руководство для отчаявшихся родителей — книга Р. Байярд и Д. Байярд 'Ваш беспокойный подросток". • Книга Кэролла Ли "Дети индиго" для тех родителей, чьи дети в восприятии действительности отличаются от большинства своих сверстников.