Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества (в том
числе и цветовую культуру), должен овладеть определенными эталонами
цвета — научиться не только видеть все многообразие красок, но и,
осознав, уметь выразить их богатство. Очевидно, что, чем уже
и конкретнее будет стандартный набор «эталонов цвета» (зеленая трава,
желтое солнце, красный мак), тем дольше малыш, взрослея, будет
находиться в рамках «детских» описаний. И, напротив, чем шире
и разнообразнее станут ваши объяснения, тем более креативным мышлением
станет обладать ваш ребенок в будущем. Развить чувство цвета можно
с помощью наблюдений за окружающим миром, посильных упражнений
с красками и отсутствием регламента для творческого порыва.
С чего начинаем?
Нечасто сейчас встретишь черно-белый телевизор «Юность»... Однако
этот раритет сейчас дал бы нам представление о том, как видит
окружающий мир новорожденный. У взрослого зрение является самым
развитым чувством (тренированный глаз различает до 180 оттенков цвета)
и занимает соответственно ведущую роль в восприятии. И нам, со своим
идеально сформированным зрительным аппаратом (очки не считаются),
сложно представить, что кто-то видит по-другому...
Вы возвращаетесь из роддома с крохой на руках. Конечно же вас уже
поджидает уютный уголок, радующий глаз. Если будущая мама не суеверна,
она сама все планировала и подбирала. В противном случае всем
занимались оставшиеся дома члены семьи (у них же было целых 5 дней!),
и имеет место сюрприз. И независимо от того, розовый был бантик
на конверте или голубой, вокруг крохотной кроватки царят нежные,
пастельные тона, в окружении малыша нет ничего кричащего, резкого. Все
комфортно для глаза и приятно. Но для самого главного человечка все
цвета пока смазаны. До полного становления зрения еще несколько месяцев.
На первом месяце ребенок кратковременно (2—3 секунды)
фиксирует взгляд. В своем окружении он способен воспринимать яркие
и насыщенные цвета — красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий. Однако
более всего предпочтение отдает черно-белому сочетанию. Таким образом,
на протяжении первых 2 месяцев ваш малыш хотел бы видеть контрастную
картинку черно-белого. Конечно, не стоит впадать в крайность, оформляя
детскую в духе книги «101 далматинец», однако всего несколько рисунков,
размещенных в поле зрения ребенка, изменят ситуацию к лучшему. Учитывая
временные проблемы с фокусом, лучше, если изображения будут крупными.
Идеально его интересам соответствуют геометрические фигуры (квадрат,
круг, треугольник, ромб) размером не менее 10 см. Черное на белом или
белое на черном — на ваш вкус. Меняйте иллюстрации через деньдва,
обеспечивая таким образом новизну впечатлений. Это и заинтересует,
и разовьет малыша. Только следите за тем, чтобы от глаз ребенка
до выставленной экспозиции было не менее 60 см. А если вы хотите
поместить картинку сбоку от младенца, обязательно чередуйте стороны.
Растем и развиваемся
К 3 месяцам малыш уже по 7—8 секунд удерживает взгляд на одном предмете, начинает следить за движущимися предметами. Тут-то
и приобретают актуальность движущиеся мобили над кроваткой. Цветовое
восприятие также совершенствуется; теперь кроха различает и более
нежные, приглушенные цвета — голубой, сиреневый, охристый. Можно
увидеть проявления зрительной памяти цвета — если вы все время
предлагали пить из бутылочки с зеленой крышкой, то младенец безошибочно
выберет ее из нескольких других. Появляются первые любимые игрушки —
чаще других это будут обладатели красной окраски.
В 4—5 месяцев ребенок различает большинство цветов, а к полугоду цветовосприятие становится почти таким же, как у взрослого.
В возрасте до года восприятие цвета у детей строго привязано
к объектуносителю. То есть вы можете говорить про игрушку, что уточка —
желтая, и это будет понятно, но пока не вызовет у ребенка ассоциаций
с другими предметами желтого цвета. Мышление еще не достаточно развито
для проведения ассоциативных связей. Значение имеет только то, что
в данный момент в руках, перед глазами. Помимо этого восприятие малыша
в данный момент таково, что улавливает скорее название предмета,
оставляя его характеристику (по цвету, форме, размеру) почти
незамеченной. Потому, чтобы акцентировать внимание крохи именно
на цвете, воспользуйтесь рядом однотипных предметов. Можно взять,
например, обычные пластмассовые кубики без рисунков. Поставив их в ряд,
обобщите: «Все это — кубики». Теперь выдвигаем по одному и называем
цвет (сначала не больше 4—5). Следующим этапом будет
возведение конструкций определенного цвета — красная башенка, синие
ворота и т. д. Еще удачнее для визуализации цвета подойдут новогодние
гирлянды. Цвет будет восприниматься без опоры на предмет, который им
обладает. Горящие и мигающие огоньки манят малышей, да это
и неудивительно, ведь им впервые в жизни встречается такая красота.
Поднеся кроху поближе к лампочкам, назовите цвета, показывая рукой
на отдельную лампочку. Да и он сам будет тянуть руку в направлении
интересующего его цвета. Так что стоит потревожить антресоли немного
раньше положенного и привнести в жизнь малютки еще положительных эмоций.
Юный художник
Вашему малышу уже исполнился год, и наступает момент, когда кроха
не только смотрит, наблюдает за цветом, но и манипулирует им.
Предложите ребенку настоящие краски! Их изготавливают с учетом
специфики потребителя — краски достаточно густые, чтобы можно было
рисовать пальчиками, яркие и насыщенные для правильного формирования
цвета. Баночки широкие и низкие, поэтому попасть туда маленьким ручкам
легко и просто. А главное — пальчиковые краски невыносимо гадкие
на вкус! Потянув яркую массу в рот, кроха ощутит соленую горечь
и тут же выплюнет краску. При этом краситель абсолютно безопасен,
и даже проглатывание небольшого его количества не приведет к неприятным
последствиям.
Кроме кисточек для малышей есть и специальные карандаши. У них
толстый и мягкий грифель, а сами они короткие (чтобы избежать возможных
травм) и треугольной формы (удобно держать в детской ручке).
- Предлагая ребенку лист бумаги (достаточно плотный, чтобы
выдержать натиск юного художника), не навязывайте ему карандаши
определенного цвета, ваша задача — наблюдать и комментировать.
Выбранные цвета свидетельствуют о состоянии душевного комфорта,
равновесии. Позднее по рисунку можно будет судить о психическом
развитии и индивидуальных особенностях.
- Используя краски
(в базовом комплекте — красная, желтая, синяя), удобно показать малышу,
что получается при смешении цветов. Обильно нанеся на бумагу краску
красного цвета, с одного края пятна понемногу добавляем желтый
и получаем оранжевый. Чем больше желтого добавляем, тем светлее
получаем оттенок. С другого края добавляем синий и наблюдаем
за появлением фиолетового цвета. Осталось смешать желтый и синий цвета,
чтобы получить зеленый. Дайте крохе проделать этот опыт самому,
и ничего, что ему обязательно захочется смешать все три цвета сразу —
все равно получится некий цвет, правда, бурый и грязный.
- Несложно
объяснить ребенку, как важен цвет. Ведь некоторые предметы мы узнаем
только по цветовой характеристике. Нарисуйте простым карандашом
на бумаге три одинаковых круга. Что это? Мы можем превратить безликие
круги в зеленое яблоко, оранжевый апельсин, красный помидор. Причем
если вы проведете толстую (около сантиметра) линию цветного контура,
то кроха с успехом может сам завершить эти «превращения».
К 3 годам малыш расширяет свои возможности, а вы — обогащаете его
знания. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды в саду, или о том,
что наступает осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели
и покраснели. Каждому времени года соответствует определенная палитра
(набор) сочетающихся друг с другом красок.
- Осень поможет сформировать понятие «теплый цвет»,
а зима — покажет холодные цвета. К теплым относят красный, оранжевый,
желтый, охристый, бурый, коралловый, к холодным — голубой, фиолетовый,
синий, аквамариновый цвета. Обратите внимание, что названия многих
цветов произошли от предметов — носителей цвета: вишневый, изумрудный,
сапфировый, янтарный, морковный, кофейный, сливочный и даже цвет
мокрого асфальта. Предложите ребенку пофантазировать и придумать
собственный цвет — например, кактусовый или цвет мокрой собаки.
Не просто цвет
Лет с 3 можно рассказать и показать ребенку большой секрет. Нам
с вами известно, что цвета с точки зрения физики не существует — все
белое. А то, что мы видим, — это уже результат расщепления белого
на семь частей спектра, семь цветов радуги.
Малышу же будет интересно понаблюдать за оптическим смешением
цветов: раскручивая юлу с рисунком в виде красного, синего и зеленого
пятен, мы увидим белую полосу. То есть, смешавшись, цвета дали белый.
Обратный эффект разложения белого на составные части можно получить,
если смотреть сквозь грани стекла на солнечные лучи или просто выдувать
мыльные пузыри.
Восприятие цвета индивидуально. Тем не менее есть общие тенденции.
В изобразительном мире принято считать, что красный цвет —
возбуждающий, согревающий; оранжевый — веселый, добрый; синий —
серьезный, печальный, сентиментальный. Дети более чувствительны
к воздействию любого раздражителя, в том числе и цветового. Особенности
уровня развития детской психики и зрительного аппарата приводят к тому,
что оценки физиологического и эмоционального порядка тесно связаны.
То есть, ощутив, к примеру, при виде фиолетового цвета некоторую грусть
и угнетение, ребенок почувствует и физическую усталость, легкий озноб.
При виде красного цвета, будоражащего и оживляющего, напротив, слегка
повышается температура тела, учащается сердцебиение.
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета
на человека, был Гете. Он предлагал рассматривать пейзажи через цветные
стекла, отмечая при этом изменения в эмоциональном состоянии человека.
Да и Агния Барто в своем стихотворении прямо пишет:
Смотрю сквозь стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
Бутылочные стеклышки детям предлагать не будем, а выручат нас
обыкновенные канцелярские пластиковые прозрачные папки. Чаще всего они
встречаются красного, желтого, зеленого и голубого цветов; это нам как
раз и подойдет.
- Для начала поместите папку между вашими лицами — малыш
с восторгом и удивлением увидит любимую маму в цветном варианте. Так
легко можно запомнить все цвета.
- Затем понаблюдайте
за привычными предметами, сменяя папки. Обсудите впечатления.
Оказывается, цвет может поменять картинку за окном, сделать ее
таинственной, интригующей или дружелюбной, доброжелательной.
Соответственно подскажите ребенку, что, если при рисовании использовать
много желтой краски, картина получится солнечная, радостная и теплая.
Если преобладать будут синие тона — выдержанной, настороженной,
прохладной.
Маленькие художники в своем творчестве скорее символисты, нежели
реалисты. И при рисовании руководствуются не столько настоящим,
реальным образом, сколько своими представлениями о нем. Цвет при такой
работе становится во главу угла, наполняя абстрактный рисунок значением
и значимостью. Ведь с помощью цвета кроха передаст и настроение,
и отношение к рисунку, и даже самочувствие. И в ваших силах обеспечить
малыша достаточным багажом знаний, чтобы, желая выразить свое отношение
к миру, он нашел нужные цвета, а значит, и слова!
Источник: http://www.moy-rebenok.ru |